КНИГИ

ВИДЕО

Награждение победителей

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:25

Training a horse to pull a Buggy: Part 7

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:02:25

Cultivating Soybeans with Horses

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ОБЪЯВЛЕНИЯ

Упряжь Van der Wiel (0)
Конно-спортивный кулб "СВЕЧИНСКИЙ" (0)
Конно-спортивный клуб "4 СЕЗОНА" (0)
Конно-спортивный клуб "ЛЕВАДИЯ" (0)
Изготовление колес, саней, двуколок (0)
кованые ограждения (0)
Шорная мастерская "Аврора" (0)
ООО «Студия Хорс» (1)
Фирма "КАРО" (0)
Cедло винтек 2000 б/у в отличном состоянии (0)

СТАТИСТИКА


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ПДД ДЛЯ ГУЖЕВОГО ТРАНСПОРТА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

ПДД ДЛЯ ГУЖЕВОГО ТРАНСПОРТА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

 


                                                                           Наталья Емельянова
Источник: Города Российской Империи

     Каждый современный автолюбитель знает, с какими бюрократическими процедурами сопряжено приобретение и регистрация «железного коня», сколько времени может уйти на приобретение номеров, что грозит за превышение скорости или езду в нетрезвом виде. А уж если вы решили заняться частным извозом, то волокиты вам не избежать! О специфике общения с сотрудниками ГИБДД в наши дни тоже знает любой шофер. 
     Кажется, все эти нюансы появились сравнительно недавно, когда на дороги выехал автотранспорт. Но мало кто догадывается, что дорожная инспекция возникла не в июле 1936 года, а значительно раньше – еще при Петре Первом. Тогда «гаишные» обязанности возлагались на полицию.
     Рубеж 17-18 веков в России ознаменовался бумом «урбанизации» — активно росли города, появлялись порты, промышленные предприятия. Как следствие, в городах резко увеличилось количество гужевого транспорта – по улицам колесили кареты и телеги, зимой – сани. Возникла насущная необходимость как-либо регулировать уличное движение. Как правило, граждане жаловались полицейским на быструю езду всадников и повозок, а также на то, что кучера слишком часто применяют кнут… для того, чтобы разгонять пешеходов с «проезжей части». Поэтому в 30-е годы XVIII века императрица Анна Иоанновна издает целую серию указов, призванных ограничить «скоростной режим» конных упряжек. В частности, царица сетовала на то, что «всяких чинов люди ездят резво и не смирно», а верховые «ездят на резвых лошадях и давят и побивают других». Для борьбы с этими «противоправными» явлениями вводилась система наказания: стражи порядка должны были задерживать нарушителей. В полицейских участках кучеров «нещадно били», богатых клиентов штрафовали, а лошадей отправляли на царскую конюшню. Если экипаж сбивал пешехода, то кучера могли даже на каторгу сослать! Примерно через 30 лет появились и номерные знаки. Согласно очередному монаршему указу, полицейским вменялось в обязанность вести учет извозчиков, а извозчикам – регистрироваться в Городской управе и приобретать кожаные, а позже медные, номера.
 

Извозчик. Фото начала ХХ века.

     Матушка Екатерина внесла изменения в положение о движении гужевого транспорта в городах. Особый указ регламентировал: дворянам 1-го и 2-го классов ездить «шестью лошадью», дворянам, «не имеющим обер-офицерского чина, запрещается перемещаться «инако, как летом верхом или в одноколке на одной лошади, а зимою в санях на одной же лошади…».
     Естественно, содержать собственный «выезд» — экипажи, лошадей, кучеров, форейторов — было по карману только очень богатым господам. Остальные же, в зависимости от финансового положения, ограничивались экипажем, а кучера и лошадь брали «в наем», либо снимали повозку вместе с кучером и «лошадиными силами». Нечто вроде сегодняшнего RENT-A-CAR. Таким извозным промыслом занимались, как правило, купцы.
     Стоит упомянуть еще один вариант «транспорта» – тройка. Эту упряжку «придумал» Петр Первый. По мысли царя, тройки должны были специализироваться на доставке почты. Качество российских дорог всегда оставляло желать лучшего, и в середине XVIII века путь от Екатеринбурга до Перми занимал не меньше 8 дней. Тройка преодолевала этот маршрут за 4 дня.
     Для развлечения и увеселения тройки стали использовать позже, уже в XIX веке. Кстати, сначала в них запрягали лошадей вятской породы или забайкальских «бегунцов». Сегодня же тройки ассоциируются с грациозными орловскими рысаками. Два столетия назад эту породы «вывел» граф Орлов. Сейчас ее разведением занимаются на нескольких конезаводах.
     Первое МВД было создано в России в 1802 году. Отныне стражи порядка стали подчиняться этому ведомству. С развитием прогресса, отменой крепостного права работы у полицейских только прибавилось. Освобожденные крестьяне массово ринулись «осваивать» города, и по некоторым данным, к концу XIX века в стране насчитывалось более миллиона официально зарегистрированных повозок. Примерно в это же время в городах вводятся «Правила для извозчиков» и «Правила для содержателей общественных карет». Вот здесь-то и выявляются любопытные детали. Оказывается, эти нормативные акты вводили обязательный «техосмотр» экипажей и обязывали выдавать разрешения на право их эксплуатации! Старые, ветхие, неисправные «средства передвижения» подлежали конфискации или ремонту. Помимо этого, экипажи должны были снабжаться специальными покрывалами – чтобы пассажиры могли укрыться от пыли или непогоды. В темное время суток на козлах слева и справа от извозчика зажигали два свечных или газовых фонаря. Регламентировался внешний вид экипажа. Извозчики были обязаны покрывать повозки снаружи черным лаком или обивать лаковой кожей, пассажирские места — красным или черным материалом, а «кресло водителя» — обыкновенным синим сукном.
Чтобы получить «Извощичий билет» (так назывались в 18 веке водительские права) кучер (не моложе 18 лет!) должен был сдать комплексный экзамен – на знание Правил дорожного движения, географии, и не должен был употреблять спиртное, бранные слова. Также возницы проходили «фейс-контроль». К их внешнему виду предъявлялись особые требования. «Таксисты» 19 века имели свою форму: длинную синюю поддёвку (тип мужской верхней одежды с застежкой сбоку) со складками. Причем, застегиваться она должна была на левую сторону, и иметь металлические пуговицы. Также обязателен был красный пояс, свернутый жгутом. Довершали образ извозчичий цилиндр и высокие сапоги (летом) либо валенки (зимой). Вместе с разрешением на вождение кучер получал номерной знак – кожаную, а позже, металлическую табличку. Ее прибивали слева. Еще один номерок извозчик закреплял на своей верхней одежде. А еще каждый кучер держать под рукой экземпляр действующих Правил, дабы предъявить его в спорных ситуациях. Три нарушения – и извозчик лишался «водительских прав»!
     Дальше – больше. Когда в 90-х годах позапрошлого века лошадей потеснили первые автомобили, возникла насущная необходимость ввести ограничение скорости. Тогда максимально разрешенная скорость составляла 12 верст в час (правда, уже в начале века двадцатого ее увеличили до 20). В пересчете на километры, это составляет немногим более 12 и 20, соответственно. Кроме того, в Правилах закреплялось правостороннее движение.
     В 1901 году в Петербурге открылись курсы извозчиков. Обучение длилось два с половиной года. За это время кучеры постигали не только премудрости управления лошадью, но также изучали… французский язык, географию родного города и его окрестностей, астрономию (для тех, кто работал по ночам!) и хорошие манеры.
     Теперь о тарифах на извоз. Никаких фиксированных расценок не существовало. Извозчик был волен запрашивать сумму исходя из внешнего вида гипотетического пассажира, торопится ли он, имеет ли багаж, сопровождает ли его дама (в таком случае торговаться было неприлично!). Цена проезда также зависела от погоды и времени суток. Ночью проезд стоил на 10 копеек дороже. Примечательно, что за удовольствие взять извозчика в праздничные дни – Пасху, Рождество, Новый год – приходилось платить в три раза дороже.
     Существенную роль играла категория извозчика. Их было три: «ваньки» — самые дешевые, без каких-либо удобств, извозчики-середнячки и лихачи. Именно последние могли позволить себе прекрасных лошадей, богатые экипажи и кабриолеты на пневматических шинах, белые перчатки, велюровые цилиндры, завитые кудри. Эти щеголи «с ветерком» катали офицеров с их пассиями, ожидали клиентов у ресторанов и театров… и помогали скрыться злоумышленникам с места преступления. Говорят, что «драли» они с клиентов безбожно, зато и ездили поистине быстро. И управы на них у полицейских не было.
     Вам все это ничего не напоминает?

 

 

 Открытка из коллекции Н.Емельяновой



Источник: http://old-towns.ru/?page_id=838
Оценить статью:
Просмотров: 1353
tags: ПДД ДЛЯ ГУЖЕВОГО ТРАНСПОРТА В РОССИ
Всего комментариев: 0
avatar

ВХОД НА САЙТ

МЫ В СОЦ.СЕТЯХ

СТАТЬИ

ПОДВИЖНОСТЬ И ПОВОРОТЛИВОСТЬ ПОВОЗКИ (0)
ПУЛЕМЁТНАЯ ТАЧАНКА (0)
ТРАНСПОРТ: КЭБЫ И НАЕМНЫЕ ЭКИПАЖИ (0)
Старинные цирковые вагонеты, повозки (0)
ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ (ФОТО - СХЕМЫ) (0)
Повозка MG-Wagen с зенитной установкой Zwillingssockel-36 (0)
ТРАНСПОРТ: КАРЕТЫ, ДРОЖКИ, ЛИНЕЙКИ И ПРОЛЕТКИ (0)

ФОРУМ

  • Работа бичем (0)

  • ЗАЕЗДКА И ТРЕНИРОВКА МОЛОДОЙ ЛОШАДИ (0)

  • Правила дорожного движения для гужевых повозок и экипажей (4)

  • Чертежи гужевых повозок, колес, ступиц и т.п. (3)

  • Заездка молодой лошади в упряжь (1)

  • Как сплести рептух для сена (0)

  • Заездка молодой лошади в сани (2)

  • Веревочный недоуздок + лейца (2)

  • Телега для лошади повышенной проходимости (1)

  • Как сделать уздечку (оголовье) из веревки (0)

  • ...

    ...

    Яндекс.Метрика sortis.ru - каталог сайтов России статистика Лошади и конный спортКонный дворик. Статьи о лошадях. Консультации по конному спорту.